Спасти морских черепашек, получить яхтенные права и стать пилигримом

Путешествия — это вовсе не обязательно отели и экскурсии. Есть много разных способов увидеть мир и кроме классического туризма. Девушки, у которых есть опыт нестандартных путешествий, поделились своими историями.

Аня, прошла путь Камино-де-Сантьяго

Путь Камино-де-Сантьяго – историческая паломническая дорога, которая пролегает в основном по территории Испании. Считается, что путь может начаться в любой точке мира, но закончиться должен в городе Сантьяго-де-Компостела, где, по преданию, находится могила апостола Иакова. Сейчас это, скорее, туристический маршрут — кажется, большинство пилигримов, с которыми я общалась, были именно туристами, а не паломниками.

Впервые я услышала о Сантьяго примерно за год до поездки, но не особенно заинтересовалась. Эта идея пришла мне в голову, когда буквально друг за другом в моей жизни произошло два очень неприятных события – меня бросил молодой человек и сократили на работе. Я решила, что вместо того, чтобы сидеть дома и страдать, лучше сделать что-нибудь очень нестандартное и крутое.

К поездке подготовилась за две недели. Нашла девушку, которая собирает группы и помогает с визами, всё у нее разузнала. Купила карту, разметила маршрут. С собой взяла минимум вещей – пенку, спальник, самую необходимую одежду и лекарства. Ещё зачем-то купила разговорник португальского, хотя большая половина пути проходит в Испании, так что он мне не особенно помог.

Родители за меня очень переживали: во-первых, я поехала одна, во-вторых, я ни разу в жизни не ходила в поход, а ещё у меня есть способность заблудиться в трёх соснах. Я и сама немного переживала, но потом узнала, что заблудиться там невозможно даже без навигатора, что разводить костёр и ставить палатку не придётся, и все страхи меня отпустили.

Я выбрала маршрут, который начинается в португальском городе Порту. Там я встретилась с девушкой, которая консультировала меня в России, и с небольшой группой, с которой мы прошли вместе первые 4 дня. В группе был бывший военный лет под семьдесят в отличной физической форме, женщина с мальчиком лет девяти, мужчина средних лет с дочерью-подростком и моя ровесница. Все проходили путь впервые и никто, кроме военного, не мог похвастаться особенно хорошей спортивной подготовкой.

В первой точке пути нужно зайти в собор, чтобы получить паспорт пилигрима, в который ставятся печати в каждом следующем городе. Вообще-то маршрут можно проехать на велосипеде или даже на машине, но есть определённый километраж, без которого тебе не дадут сертификат, подтверждающий, что ты преодолел этот путь. Дорога очень разная: иногда асфальт, иногда тропинка через кукурузное поле или лес, довольно часто нужно идти через кладбище. В основном я проходила через маленькие деревеньки, больших городов было совсем немного. На протяжении всего пути есть жёлтые стрелки, указывающие направление — это один из символов Камино-де-Сантьяго. За день в среднем проходила 20 км, однажды прошла 33 км. Девушка, с которой я советовалась, сказала, что идти лучше в трекинговых ботинках, но если у тебя сильный голеностоп, то подойдут и трекинговые сандалии. Я решила, что в ботинках летом в Испании будет жарко, и взяла сандалии. Примерно на второй день пути я поняла, что у меня слабый голеностоп. На третий день мне показалось, что ноги вывернуты наизнанку. Я просто не могла идти, села где-то под кустом и заплакала. Потом позвонила подруге, выдохнула и пошла дальше, и больше такого не происходило. Позже я купила эластичный бинт и перетянула им ноги — это помогло вернуть их к жизни. В конце встретила двух очень милых, смешных и жизнерадостных американок, которые, увидев меня, закричали: «Где твои ботинки? Ты что, потеряла их? Давай мы купим тебе новые!».

Ночуют пилигримы в специальных приютах — альберге. Они бывают коммерческие и муниципальные (соответственно, первые подороже, вторые подешевле), многие расположены при соборах, в некоторых можно переночевать за донейшн. Часто при альберге есть кухня. На одной из таких кухонь мы попытались приготовить замороженного осьминога. Это была целая эпопея: он оказался ужасно мерзким на ощупь, разделать его мы не смогли, просто отрезали щупальца. Пожилые работницы приюта смотрели на всё это с ужасом, но потом сказали, что получилось неплохо.

Всего я путешествовала около месяца. Сначала добралась до Сантьяго-де-Компостела, потом прошла еще один отрезок, за который тоже получила красивую бумагу, – до мыса Финистерре, самой западной точки Испании. А потом доехала до Мадрида и еще пару дней провела там. Некоторые отрезки пути как будто записаны в моей памяти на видеокамеру: например, тот день, когда я должна была выйти к океану, и каждый поворот замирала в ожидании. А один раз приключилась очень хорошая история. В Мухие — это невероятно красивый миниатюрный городок на берегу Атлантического океана — я встретила девочку из своей первой российской группы. Мы с ней с самого начала решили, что обязательно попробуем настоящую паэлью, но почему-то нигде её так и не встретили. Рассказали об этом администратору своего хостела, и оказалось, что в городе есть очень крутой ресторан морепродуктов, который сейчас закрыт. И тут администратор звонит хозяину этого ресторана, и его открывают пораньше специально для нас! Хозяином оказался очень харизматичный испанец, такой пожилой Венсан Кассель, он всё не мог поверить, что мы съедим всё, что заказали, но мы справились.

Вообще, я думала, что буду идти одна, размышлять о жизни, пойму что-то там важное. А в итоге я шла и постоянно отвлекалась на какие-то невероятные вещи вроде киви над головой, всё удивляло, каждый день приносил новые впечатления. Время от времени я звонила родителям как будто в параллельную реальность. На месяц я просто выпала из своей обычной жизни.

Главный совет, который бы я дала тем, кто собирается пройти по этому маршруту — если у вас слабый голеностоп, берите ботинки! А если серьёзно, не думайте о том, что вас ждёт, а просто окунитесь в этот опыт. И если получится, лучше идти в одиночку, потому что это невероятная возможность провести время наедине с собой и природой.

Вика, получила яхтенные права в Черногории

В 2015 году я получила права на яхту. Это оказалось проще, чем кажется.

Заниматься теорией я начала сильно заранее (месяца за три), но этот пункт можно пропустить — на яхте будет достаточно времени, чтобы заниматься и теорией, и практикой. В теорию входили морские узлы, гидрометеорология, основы МППСС (международные правила по предотвращению столкновения судов), основы устройства яхты, курс радиооператора для яхтсменов, прокладка курса — звучит сложно, но на деле всё очень понятно.

Практику можно проходить в Подмосковье (с выдачей прав для путешествий по РФ) или за рубежом (выдаются международные права). Моя практика проходила в Черногории.

Авиабилеты и расходы на еду и стоянки (200 евро за 10 дней) я оплатила сама. Расходы на сам курс (около 70 000 рублей) мне оплачивал работодатель в качестве поощрения. Заезд на яхту и первая ночёвка происходили в небольшой бухточке между Тиватом и Котором. При заезде оказалось, что я — единственный будущий шкипер женского пола, и мне досталась индивидуальная каюта.

Глядя на фотографии, кажется, что спать на яхте жутко неудобно, да ещё и качает на волнах. На самом деле каюты оказались очень уютными, а мерное покачивание даже помогает заснуть, особенно после насыщенного морской практикой дня. А вот душ на яхте —  скорее роскошь. Танки (ёмкости) с водой весьма ограничены по объёму, а пополнять их каждый день скорее всего не получится, да и нагрев воды осуществляется с некоторыми нюансами, о которых вам расскажет на месте капитан-наставник. В хороших (и дорогих) маринах (местах стоянок для яхт) есть специальные санузлы разной степени удобства. Через неделю мы уже знали, где лучше пришвартоваться, чтобы нормально помыться.

Нам очень повезло с капитаном — все 10 дней мы общались на интересные темы, ходили по историческим местам, даже совершили грандиозное восхождение на Которскую гору. Он отлично ориентировался на местности и всегда был готов отвести нас в подходящее местное кафе или ресторан с адекватным ценником и вкусной едой. Те, кто получал права с другими капитанами, жаловались, что они водили их в дорогие рестораны (ученики обязаны оплачивать счета за капитана вскладчину), много пили на яхте (у нас это было запрещено) и скучали, поэтому важно заранее найти отзывы о капитане на тематических форумах. Яхтенная тусовка достаточно тесная и все в основном друг друга знают хотя бы через общих знакомых, если не лично.

На яхте мы готовили сами. Все яхты оборудованы небольшой кухней с плитой и духовкой, где можно пожарить свежевыловленную рыбу, сварить овсянку утром, нарезать салат. В Черногории не продаётся чай, гречка и кефир — так что если это ваши любимые продукты, лучше привезти их с собой. В Тивате есть магазин с российскими товарами вроде детского питания «Агуша», сгущёнки и смеси для изготовления ржаного хлеба, но почему-то даже там нет чая.

Наш путь пролегал по Боко-Которскому заливу и по Адриатическому побережью до Бара и обратно. Каждый день мы выходили из марины и шли на практику (швартовка, отход, спасание человека за бортом, разворот, работа с парусами, отдельно практиковали передачу информации по радио). Хуже всего мне давались морские узлы в теории, но когда ежедневно по несколько раз перевязываешь кранцы с разных бортов, узлы вяжутся на автомате.

Ближе к концу нашего путешествия капитан-наставник провёл зачёт по теории и практике. Самым трудным испытанием для меня стала швартовка, но в конце концов вся группа успешно справилась с заданиями и получила права бербоут-шкипера. Сами карточки изготавливаются по заявке, где нужно указать школу и прикрепить фотографию. Права присылаются в школу.

После получения международных прав можно брать яхту в аренду в любой точке мира, однако на первых порах лучше нанимать опытного капитана и внимательно читать лоцию — жизнь у нас всё-таки одна, никакая страховка не поможет её сохранить в открытом море, если случится что-то серьёзное. Опыт в этом деле — ваш лучший союзник.

Аня, была экологическим волонтером в Турции

Летом прошлого года я ездила в Турцию спасать морских черепашек по программе EVS (European Volunteer Service). Давно мечтала поучаствовать в зарубежном волонтерском проекте, но большинство из них длятся от 6 до 24 месяцев, поехать так надолго не получалось. В марте прошлого года увидела в группе «Сферы» (это отправляющая организация в России) анонс двухмесячного экологического проекта в Турции и отправила заявку. У этого проекта было много преимуществ для меня. Во-первых, это EVS – программа, которую полностью оплачивает Евросоюз. Во-вторых, проект считался краткосрочным, а значит, после него можно участвовать в EVS еще раз (в долгосрочных проектах можно участвовать только раз в жизни, но если твоим первым проектом был краткосрочный, у тебя есть еще один шанс). И в-третьих, я давно интересуюсь экологией и мне было очень интересно узнать, что происходит на пляжах. Сначала мне пришло письмо с отказом, но волонтер, которого взяли, не смог поехать, и в конце концов выбрали именно меня.

18 июня я вылетела в Турцию, где, кстати, до этого никогда не была. Добиралась с приключениями: без знания турецкого объясняться очень сложно, по-английски в Адане (город, куда я прилетела) никто толком не говорит. Сначала потеряли мой чемодан, потом мне надо было найти автобус и доехать на нём до определенной остановки – кое-как я всё-таки добралась. На остановке меня и других волонтеров встретил ментор проекта Юсуф, и мы поехали в деревню Казанлы, где нам и предстояло жить. Это самое настоящее турецкое захолустье, по-английски там, конечно, никто не говорит, но когда мы первый раз все вместе вышли в центр деревни, местные жители нас приветствовали — эта волонтерская программа проходит в Казанлы уже 9 лет, и каждые 2-3 месяца приезжают новые группы.

Всего нас было 17 человек из 14 стран. Основная цель проекта – защита черепах вида Carreta Carreta (они занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы как уязвимый вид). Это большие морские черепахи, которые приплывают гнездиться только в то место, где родились. Нашей группе очень повезло с датами проекта — мы увидели и взрослых черепах, и малышей. Первые две недели по ночам мы охраняли мам-черепах, которые откладывали яйца, отгоняли от них собак и посторонних людей, следили, чтобы их никто не трогал. Через пару недель начали появляться черепашата. Когда они вылупляются, им нужно добраться до моря, но из-за света, шума, домов они теряются и иногда ползут в противоположную сторону, где на них могут напасть крабы, кошки и собаки. Мы собирали их в коробки и пару раз за ночь выпускали в море. Когда вылупились малыши, нас попросили разделиться на две группы: первая работала с 10 вечера и до 3 ночи, вторая начинала в полночь, а заканчивала в 4 утра, когда в местных мечетях уже звали на молитву. Вечером, с 17:30 до 19:30, мы убирались на пляже.

Волонтеры в Казанлы живут в двух квартирах возле пляжа. Звучит классно, но на самом деле условия были спартанскими: комнаты с двухэтажными кроватями, по 4-5 человек в комнате. В каждой квартире был вайфай, горячая вода, душ, общая кухня, все немного старенькое, но рабочее.

Все расходы покрывают организаторы. Нам предоставляли 360 евро на дорогу (правда, я чуть-чуть вышла за лимит, переплатила, наверное, около 5 тысяч рублей), давали карманные деньги – 400 лир в месяц, выделяли бюджет на еду. Мы сами составляли меню и ездили за продуктами. Завтрак каждый готовил себе сам, а на обед назначались дежурные (испытала на себе, что такое готовить на 17 человек вдвоем).

Каждую среду вместо дневной работы у нас были уроки турецкого языка с нашим ментором, как и полагается, в классе с доской. Учили алфавит, пытались читать, заучивали названия продуктов, самые общие фразы. Самым полезным был счёт – эти знания очень пригождались, когда нужно было расплатиться в маршрутке или на рынке.

У нас была стандартная рабочая неделя с двумя выходными в субботу и воскресенье, еще каждому волонтеру полагается два выходных за каждый месяц на проекте. Обычно мы тратили свободное время на путешествия по стране: ездили в соседний город Мерсин, однажды летали в Стамбул, все вместе съездили на автобусе в Каппадокию. Организаторы тоже устраивали нам разные поездки и встречи: например, мы посещали теплицы, в которых выращиваются бананы, а однажды ездили в государственный госпиталь в Мерсине, где спасают раненых черепах. Черепахи карете-карете питаются рыбой, и поэтому иногда попадаются в сети рыбаков, рыбаки их убивают или калечат. Встречались с мэром города Мерсин, просили его благоустроить наш пляж. Он, конечно, пообещал, но ментор нам сказал, что это всё на словах, хотя заметил, что чем чаще волонтеры будут показывать, что им это небезразлично, тем больше вероятность, что проблему всё-таки решат.

Чтобы не пропустить новые интересные публикации, подписывайтесь на наш канал в Telegram или группу «Вконтакте».