Её глазами

5 по-настоящему интересных историй, раскрывающих женские персонажи в компьютерных играх.

Об объективации женских персонажей в играх говорить уже как-то не комильфо — это общее место в современном дискурсе, посвященном компьютерным играм. Мы не будем останавливаться на том, кто такая Байонетта — героиня со своей историей или просто монументальная композиция из бюста и ягодиц. Не будем вырывать вампиршу Рейн из ее мрачно-сексуального доминатрикс-контекста и вменять ей в вину, что она уж слишком эротично обхватывает зомби-нацистов ногами, когда пьет их кровь. Не будем вспоминать постоянно увеличивающийся бюст Лары Крофт из 90-х и то, что после всего редизайна Лара хоть и обрела более человечные формы, но умирая от неумелых действий игрока, издает крики, больше похожие на коитические симфонии… Мы поговорим о другом — о том, что в компьютерных играх все же есть женские образы, стоящие необыкновенно далеко от вопросов объективации. Эти героини цельные, их истории захватывают и заставляют игрока максимально сопереживать тому, что с ними происходит: здесь и моральные дилеммы, и тема взросления, и серьезные травматические ситуации… Если вы всегда считали, что ультрасексуальная анимешная девчонка, разрубающая зомби/бандитов/орков, спасающая мир и прыгающая по платформам, или неумеха, бегающая за главным героем, отстреливающаяся и влипающая в дурацкие ситуации, — это единственная данность женщин в играх, то у нас для вас плохие, но интересные новости.

Анна Тарвер — Virginia

Пожалуй, самая неоднозначная и сложная для понимания игра (и, следовательно, весь образ героини), попавшая в наш обзор. Дело в том, что Virginia предлагает не вполне привычную игроку систему взаимодействия с миром — игра состоит из коротких сцен, которые часто сменяют друг друга без всяких усилий со стороны игрока и без какого-либо предупреждения. Это даже не популярное в течение нескольких последних лет интерактивное кино — некоторые сцены длятся лишь несколько секунд, вы не можете остаться в них дольше и исследовать их, не можете воздействовать на них или управлять своим персонажем. А еще в этой игре нет диалогов. Ни одного, несмотря на десяток действующих лиц, постоянно взаимодействующих друг с другом в ситуациях значительно более сложных, чем бессловесные, но лопочущие на разные лады миньоны или симы. При этом за счет детализации игрового мира, качественно продуманного и наполненного деталями сценария, режиссуры и атмосферы, игрок все же способен интерпретировать для себя не самую простую историю Анны Тарвер и Марии Хальперин и погрузиться в детективную историю, вдохновленную Twin Peaks.

Анна — агент ФБР, прибывающая в небольшой городок в Вирджинии. Город взбудоражен: недавно здесь пропал сын священника. Делом занимается Мария Хальперин, Анна же получает неоднозначный намек — следить за своей новой напарницей и доносить на нее. В Virginia слилось многое: необычное прошлое героинь (истории матери Марии, которая была первой чернокожей женщиной-агентом ФБР, и отца Анны, который, умирая, оставил ей гнетущую тайну), их зарождающаяся дружба, культ, пустивший свои корни в городе, исчезновение мальчика, заговоры внутри ФБР, предательство, фрейдистские сны Анны, инопланетяне и картины альтернативного будущего… Последние 10 минуты игры — это лсд-трип Анны и концовка, которая оставит вопросов больше, чем ответов.

Scarlet, Carmen, Ruby, Ginger, Rose, Robin — The Path

Инди-студия Tale of Tales всегда славилась своим необычным подходом к играм: в первую очередь разработчики пытаются раскрыть потенциал компьютерных игр как форм искусства. В своей работе The Path (в русской локализации «Тропа» ) студия попыталась переосмыслить сказку о Красной Шапочке, а заодно и процесс взросления девочек. Игроку даются на выбор шесть героинь-сестер, в именах которых фигурируют оттенки красного (Скарлет, Кармен, Руби, Джинджер, Роуз и Робин — в локализации концепт немного потерялся, сестер-шапочек зовут Аврора, Алиса, Алина, Ада, Агния, Алла). Каждая из них символизирует отдельный женский типаж и находится на своей стадии взросления. Старшей Скарлет — 19, она сама ответственность. Скарлет присматривает за пятью остальными девочками и, кажется, потеряла саму себя и стала марионеткой в руках порядка, который поддерживает всеми силами. Самой младшей, Робин, 9 лет, и мир для нее — огромная площадка для игр, она не знает о смерти и страхе, ее костюм — прямая цитата из сказки (плащ с красным капюшоном и высокие сапожки). Еще есть любительница флирта Кармен в модной шляпке; стремящаяся к смерти Руби; Джинджер, не желающая взрослеть; тихоня-Роуз, так похожая на Лэйн из психоделического аниме Serial Experiments Lain…

Выбрав одну из сестер, игрок оказывается на дороге, ведущей к дому бабушки. Главное правило — НЕ СХОДИТЬ С ТРОПЫ. А уж следовать ему или нет, дело игрока. Лес, раскинувшийся по обе стороне, манит, пугает, хранит множество секретов, здесь так красиво, так страшно и так легко заблудиться. Находя предметы и необычные места, взаимодействуя с ними, игроки раскрывают для себя каждую из сестер. А еще здесь водятся Волки — у каждой героини свой собственный Волк, символизирующий смерть и взросление, травму или тайное желание, которое хочется осуществить и которое может сломать хрупкий мир гармонии девушки. Игра пронизана намеками на Фрейда и Юнга: добравшись, наконец, до дома бабушки (с приключениями или нет — на ваше усмотрение), игрока ожидает целая карусель символизма и дополнительные подробности о характере его персонажа. Изначально Tale of Tales планировали создать несколько десятков героинь-сестер, чтобы реализовать больше женских архетипов, но из-за недостаточного финансирования от идеи пришлось отказаться.

Эллен — I Have No Mouth, and I Must Scream

Олдскульный графический хоррор-квест I Have No Mouth, and I Must Scream, созданный писателем Харланом Эллисоном (человеком, который обещал сбросить на офис издательства «Азбука» дохлого бронтозавра за издание его книг без авторских отчислений), — настоящее испытание для вашего оптимизма и психики, наполненное сложнейшими этическими вопросами и загоняющее игрока в угол. Это тяжелая новелла о пяти последних оставшихся в живых землянах — они стали узниками суперкомпьютера A.M. (Associated Mastercomputer). A.M. развязал Последнюю войну и победил, теперь в его власти все достижения человечества — и обезумевший компьютер использует их для того, чтобы мучить маленькую группку выживших. Он отобрал их, исходя из непонятных предпосылок, он не дает им умереть и заставляет снова и снова переживать физические и ментальные страдания, распаляя надежду и уродуя тела и разум своих жертв. Эллен, единственную женщину в группе, A.M. выделяет особенно. Ее пытка связана не с физической болью, а с повторением некой травматической ситуации из прошлого. На экране выбора персонажей мы видим ее искаженное ужасом лицо за решеткой в камере с желтыми стенами, единственное окно которой вот-вот закроется. Эллен все же находит в себе силы совершить очередную попытку выбраться: A.M., переживающий перманентный кризис собственной идентичности, в припадке безумия предлагает ей и остальным героям отправиться в специально смоделированное для каждого из них место, где они смогут отключить его основные процессы. Так Эллен попадает в обитель своих страхов: храм Анубиса в желтых песках… Именно там игрок узнает, как эта женщина, когда-то преуспевающий инженер, отличница и карьеристка, превратилась в сломленную полубезумную тень, которая боится мужчин, желтого цвета и закрытых помещений.

Карен — Through the Woods

Еще один хоррор, на этот раз в скандинавском стиле, который ставит вопрос о реальности мифов примерно в том же ключе, что и книга «Американские боги»: что, если все легенды и сказания о богах — реальность? Только Through the Woods идет еще дальше: если в книге Нила Геймана без поклонения боги медленно угасали, то в игре они — вполне объективная реальность, хоть и почти позабытая и затерянная, которая ждет своего часа. И уж если сказано, что чтобы не проснуться, Фенрир, Волк, который пожрет солнце в день Рагнарека, должен получать в жертву ребенка — он ДОЛЖЕН его получать, ведь он не выдумка, не символ темных сил — он существует. И получал свои жертвы с начала времен и до сегодняшнего дня…

Главная героиня Карен — мать-одиночка, воспитывающая сына Эспена. Работа отнимает почти все ее время: даже в уютном домике в лесной глуши, куда они с сыном приехали отдохнуть, она пытается закончить очередной архитектурный проект. Мальчик быстро находит себе занятие — вокруг раскинулся древний норвежский лес, который можно исследовать, и старый причал, к которому Карен просила его не подходить… Туман накатывается на берег, и только что проснувшаяся после ночи работы Карен видит, как ее Эспена тянет в лодку какой-то старик. Бросаясь за сыном, героиня оказывается на пустынном острове, населенном существами из норвежских легенд. Где-то здесь ее сын — и она нуждается в нем как никогда прежде.

Да, тролли реальны. И они не прочь сожрать Карен. Да, местную луну уже попробовал на зуб Фенрир. Да, здесь есть волки и ночные ведьмы. А призраки из деревушки викингов рассказывают свою историю о Старом Эрике, похитителе детей, который, судя по всему, и забрал Эспена. Это история о материнской самоотверженности, об осознании того, чем на самом деле был Эспен для Карен, об эгоизме матери (приобретающем почти вселенский масштаб в конце) и, конечно, как и любое произведение, пропитанное духом Северного эпоса — о предопределенности и борьбе с судьбой.

Макс — Life is Strange

Эта игра — целых пять эпизодов, рассказывающих о судьбе небольшого городка в Орегоне и приключениях группы подростков-студентов. Главная героиня Макс Колфилд (авторы не скрывали, что вдохновлялись книгой «Над пропастью во ржи») поступила в Академию Блеквелл на фотографа, влюблена в аналоговую съемку (за что местные стервочки из клуба «Циклон» с презрением называют ее «хипстершей») и признанных мастеров вроде Картье-Брессона. Застенчивая и неуверенная в своем таланте, она зависла между двумя мирами: с одной стороны — Академия, которая пока не принесла новых друзей и вообще достаточно враждебна, с другой — тоска по дому и старым друзьям, связь с которыми почти прекратилась, но к которым Макс продолжает возвращаться снова и снова в своих мыслях. Реальность Life is Strange — это смесь ощущений и ситуаций из «Я, Шарлотта Симонс» Тома Вулфа, реалити-шоу MTV про тусовки подростков, легкой осенней ностальгии, снов героини, предрекающих катастрофу и нагнетающих саспенс, и — внезапно — аниме «Девочка, покорившая время».

Однажды Макс становится невольной свидетельницей убийства, и этот момент полностью меняет ее жизнь. В девушке пробуждается способность управлять временем и возвращаться в ближайшее прошлое. Знать наперед, как повести себя в неприятной ситуации, остановить убийство, наказать тех, кто решил, что Академия — его поле для жестоких и незаконных игр… Вместе со своими старыми друзьями Хлоей и Уорреном Макс погружается все глубже в альтернативное будущее, которое создает своими перемотками времени. И, конечно, эффект бабочки вызывает торнадо, готовый стереть ее городок с лица земли… Мир Макс рушится, ставя игрока перед серьезным выбором: зная будущее, чем он готов пожертвовать в прошлом?

Темы этого материала